- Свобода мирных собраний
- Насилие в отношении женщин: согласие
Изнасилование как нарушение прав человека
Возможно, вы никогда не задумывались о том, какое отношение изнасилование имеет к правам человека. Тем не менее проблема сексуального насилия затрагивает сразу несколько из них.
Изнасилование и другие преступления сексуального характера - это серьёзное посягательство на физическую и психическую неприкосновенность и сексуальную автономию жертвы. Сексуальное насилие — это, среди прочего, нарушение таких прав человека, как право на телесную неприкосновенность и сексуальную автономию, право на жизнь, на физическое и психическое здоровье, на личную безопасность, на свободу, на равноправие в семье и равенство перед законом вне зависимости от гендера и гендерной идентичности, право не подвергаться дискриминации.
В частности, дело «Е. Б. против Румынии» показывает, что изнасилование и иные формы сексуального насилия могут приводить к нарушению права не подвергаться пыткам и жестокому обращению, а также нарушают право потерпевшей на неприкосновенность частной и семейной жизни. Не выполняя своё позитивное обязательство по защите потерпевших от изнасилования и других форм сексуального насилия и отказываясь проводить надлежащее расследование и судебное преследование виновников, власти нарушают статью 3 (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) и статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека.
Чтобы узнать больше о праве на свободу от пыток, зарегистрируйтесь на бесплатном 20-минутном курсе Академии Amnesty, когда завершите модуль.
Для защиты наших прав человека государства должны:
- принять надлежащие законы об изнасиловании и прочих формах сексуального насилия, которые соответствовали бы международным стандартам в области прав человека;
- правильно расследовать утверждения об изнасиловании, в том числе учитывать все обстоятельства дела и обстановку, в которой произошёл инцидент;
- эффективно преследовать в судебном порядке виновников в соответствии с принятыми законами.
Если государства не выполняют эти пункты, они нарушают права человека.
Чтобы законы государства об изнасиловании могли считаться надлежащими, юридическое определение изнасилования должно соответствовать международным правовым нормам и стандартам в области прав человека.
Как должно выглядеть юридическое определение изнасилования?
В международном праве в области прав человека содержатся чёткие указания для государств, как давать определение изнасилования в законодательстве, в том числе как оно должно выглядеть в уголовном кодексе. Так, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин осуждает те законы об изнасиловании, в которых оно преподносится как преступление против нравственности, общественных приличий и чести семьи. Вместо этого, комитет рекомендует определять изнасилование как преступление против телесной неприкосновенности и сексуальной автономии личности и делать упор на отсутствии согласия, а не присутствии насилия.
В 2011 году Совет Европы принял Конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульскую конвенцию), которая вступила в силу в 2014 году. В её статье 36 чётко говорится, что центральное место во всех юридических определениях изнасилования и иных форм сексуального насилия должно занимать отсутствие согласия, причём «согласие должно даваться добровольно, в результате свободного волеизъявления лица, с учётом окружающих обстоятельств».
Стамбульскую конвенцию ратифицировали более 20 европейских государств, однако большинство из них до сих пор не внесли соответствующие поправки в определения изнасилования в своих законодательствах. Сейчас, согласно исследованию Amnesty International, лишь 9 из 31 проанализированной европейской страны имеют определение изнасилования, базирующееся на отсутствии согласия. Вместо этого, в большинстве стран Европы и за её пределами по сей день действует неприемлемое и неэффективное законодательство об уголовной ответственности за изнасилование. В таких законах изнасилование определяется не через отсутствие согласия, а, например, через то, имеются ли доказательства насилия или угрозы его применения. В них предполагается, что если жертва не оказывала физического сопротивления нежеланному сексуальному действию, то тем самым дала на него согласие.
На самом же деле, из исследований и рассказов пострадавших известно, что отсутствие сопротивления сексуальному насилию — отнюдь не редкость. Часто встречается такая физиологическая и психологическая реакция, когда при нападении жертва замирает и не может противиться, вплоть до состояния полной неподвижности.
Изнасилование — преступление, о котором далеко не всегда заявляют. А если заявляют, то процент обвинительных приговоров в таких делах очень низок. Одна из причин - законы часто исходят из того, что при изнасиловании обязательно происходит принуждение или насилие. Поэтому существует движение за реформирование правовых норм об изнасиловании, чтобы в их основе лежало отсутствие согласия. Если отношение к сексуальному насилию в законах, системах правосудия и обществах в целом не изменится, часть жертв по-прежнему будут лишены возможности добиться справедливости. Вероятность этого особенно велика в случаях, когда полиция или иные органы отказываются возбуждать дело из-за отсутствия следов физического сопротивления или насилия. Проблема заключается в том, что этому может быть масса причин, например, замирание жертвы при нападении или наличие у насильника власти над жертвой.
Однако ситуация меняется к лучшему! В последние годы после активных кампаний Amnesty International и других организаций несколько европейских стран внесли поправки в свои законы об изнасиловании, положив в основу его определения отсутствие согласие. Поддержите борьбу за восстановление справедливости для пострадавших от изнасилований и присоединяйтесь к кампании Amnesty International «Поговорим о согласии».